Январь 2015. Российский рынок грузовых автомобилей установил антирекорд.
Как сообщает "Коммерсантъ", в январе российский рынок тяжелых грузовиков установил антирекорд: продажи оказались ниже уровня кризисного 2009 года. Падение составило 25%. Производители и дилеры винят в этом резкий рост кредитных и лизинговых ставок, но эксперты полагают, что причина скорее в отсутствии спроса и свободных денег у покупателей.
Январь-Декабрь 2014 года |
---|
Февраль 2015 | |
---|---|
Март 2015 | Апрель 2015 |
Май 2015 | Июнь 2015 |
Июль 2015 | Август 2015 |
Сентябрь 2015 | Октябрь 2015 |
Ноябрь 2015 | Декабрь 2015 |
2016 год |
---|
О том, что совокупный объем производства и импорта тяжелых грузовиков (14-40 тонн) в РФ в январе, по предварительным данным, упал на 25%, до исторического минимума 1,57 тыс. машин, "Ъ" рассказали источники на авторынке. Даже в кризисном январе 2009 года производство и импорт удержались на уровне 2 тыс. машин, а в январе 2010 года — 1,9 тыс. машин. По данным "Ъ", чуть больше половины нынешнего объема продаж (порядка 800 машин) пришлось на КамАЗ. По предварительным данным, рынок LCV тоже резко снизился — почти на 45%, до 3,5 тыс. машин. Крупнейшие производители отказались обсуждать итоги продаж или не ответили на запросы "Ъ".
В 2014 году, по данным "Автостата", продажи коммерческого транспорта в РФ уже упали на 15,4%, до 139,6 тыс. машин. В январе, поясняют источники "Ъ", "сошлись почти все факторы негативной динамики". Во-первых, традиционный взлет продаж в минувшем декабре на этот раз оказался аномально высоким из-за ослабления рубля. Во-вторых, автоконцерны не сразу запустили госпрограмму утилизации (КамАЗ — 22 января, группа ГАЗ — 20 января). Но главной причиной падения рынка собеседники "Ъ" называют рост ключевой ставки ЦБ (с 16 декабря — 17%, с 30 января — 15% годовых), который существенно повлиял на продажи в кредит и лизинг.
ТОП-10 марок грузовых автомобилей* в России за январь 2015 года
№ | Марка | Январь 2015 | Январь 2014 | % |
---|---|---|---|---|
1 | KAMAZ | 1577 | 2327 | -32,2 |
2 | GAZ | 476 | 657 | -27,5 |
3 | MAZ | 391 | 600 | -34,8 |
4 | URAL | 245 | 397 | -38,3 |
5 | HYUNDAI | 238 | 292 | -18,5 |
6 | SCANIA | 224 | 326 | -31,3 |
7 | ISUZU | 215 | 111 | 93,7 |
8 | MAN | 214 | 375 | -42,9 |
9 | MERCEDES | 188 | 190 | -1,0 |
10 | HINO | 170 | 156 | 9,0 |
Итого: | 4753 | 6602 | -28,0% |
* Грузовой автомобиль в данном случае - это транспортное средство, полной массой более 3,5 тонны, предназначенное для перевозки грузов.
ТОП-10 моделей грузовых автомобилей* в России за январь 2015 года
№ | Марка | Модель | Январь 2015 | Январь 2014 | % |
---|---|---|---|---|---|
1 | KAMAZ | 6511 | 278 | 596 | -53,4 |
2 | KAMAZ | 6520 | 203 | 355 | -42,8 |
3 | MAN | TGS | 177 | 251 | -29,5 |
4 | KAMAZ | 4311 | 170 | 209 | -18,7 |
5 | MITSUBISHI | CANTER | 169 | 97 | 74,2 |
6 | HYUNDAI | HD 78 | 167 | 66 | 153,0 |
7 | SCANIA | P | 145 | 163 | -11,0 |
8 | GAZ | 3310 | 134 | 275 | -51,3 |
9 | GAZ | 3308 | 120 | 154 | -22,1 |
10 | MAZ | 6312 | 107 | 125 | -14,4 |
* Грузовой автомобиль в данном случае - это транспортное средство, полной массой более 3,5 тонны, предназначенное для перевозки грузов.
Заместитель гендиректора "ВЭБ-лизинга" Алексей Сичинава соглашается, что ноябрь и декабрь 2014 года были успешными для продаж коммерческих автомобилей, а с января активность заметно упала. Но он объясняет ситуацию распродажей запасов в конце года. Директор управления "Сбербанк лизинга" Денис Богданович отмечает, что объемы лизинга действительно сокращаются и улучшений ждать стоит не раньше второго квартала. Финансовый директор "ВТБ лизинга" Кирилл Аладышев полагает, что в целом продажи коммерческого транспорта снизились более чем на 30%, так же обстоят дела и с рынком автобусов — в первую очередь в связи с повышением на 20-25% цен на импортную технику.
Уровень лизинговых ставок в "Сбербанк лизинге" и "ВТБ лизинге" не раскрывают.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что ставка по лизингу для коммерческого транспорта и ранее для небольших клиентов составляла порядка 18% (в "ВЭБ-лизинге" утверждают, что средняя ставка компании по лизингу коммерческого транспорта составляет 10%), а сейчас выросла в среднем до 25%. Эксперт полагает, что рынок лизинга грузового автотранспорта сокращается скорее из-за отсутствия спроса со стороны перевозчиков, которые столкнулись со снижением объема заказов и простоями. При этом, добавляет он, ряд лизингополучателей не способны финансировать контракты и вынуждены возвращать грузовики банкам — количество предложений по операционному лизингу техники и схем продаж изъятых залогов растет. По данным "Infoline-Аналитики", в январе--сентябре 2014 года объем нового бизнеса (стоимость имущества) в сегменте лизинга коммерческого транспорта вырос примерно на 20%, до 90 млрд руб., а в целом по 2014 году ожидается небольшой рост на 2-7 млрд руб. (1,5-5%), до 120-125 млрд руб.
Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" полагает, что грузовой сегмент авторынка падает сильнее легкового, так как на него значительное влияние оказывает инвестиционный спрос, который, в свою очередь, зависит от ставок по кредитам. В то же время, уточняет аналитик, госпрограмма поддержки обновления парка (предоставление скидки при сдаче старого автомобиля в утиль или trade-in) для грузовиков и LCV эффективнее, чем для легковых машин: скидка остается довольно весомой (100-350 тыс. руб.), а парк — более старым.
Источник: www.kommersant.ru; www.autostat.ru
- Индексация тарифа в системе "Платон" перенесена на год
- Март 2016. Российский рынок грузовых автомобилей.
- Росавтодор предлагает вернуться к госрегулированию грузоперевозок
- Февраль 2016. Российский рынок грузовых автомобилей.
- МЭР предлагает не менять тариф в системе «Платон» до 2019 г.
- Январь 2016. Российский рынок грузовых автомобилей.
- С 15 апреля изменятся условия работы в системе «Платон»
- Декабрь 2015. Российский рынок грузовых автомобилей
- РАС подозревает дальнобойщиков в обходе «Платона»
- Ноябрь 2015. Российский рынок грузовых автомобилей